Рассказать о психодраме и ее эффективности кратко и доступно для непосвященных – непростая задача. Как будто бы нужно рассказать о балете тем, кто никогда его не видел. Но я попробую.
Психодрама — метод психотерапии, использующий драматическую импровизацию для работы с внутренним миром человека. Создатель метода Якоб Леви Морено.
Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Это значит, что здесь нет заранее написанных ролей, сценариев, финалов. Сюжет рождается каждую секунду, повороты разыгрываемой истории непредсказуемы.
В классической психодраме (в отличие от драматерапии), не используются маски, костюмы, музыкальные инструменты и другой «реквизит». Основными средствами создания «картинки» являются цветные ленты, стулья и предметы, доступные в этот момент в пространстве.
Протагонист, то есть клиент, чья история разыгрывается, одновременно и главный герой, и режиссер происходящего. Работа с его темой начинается с формулирования запроса, выбора «сцены» – места действия в пространстве комнаты (кабинета, зала), выбора на роли участников группы. Когда все вводные данные получены и герои заняли свои места на сцене, начинается психодраматическое действо – проигрывание: совместное творчество главного клиента, ведущего, участников группы.
Мастерство Директора (ведущего психодрамы) в том, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно в этом спонтанном потоке, совмещать, казалось бы, противоположные задачи – следовать за сюжетом и одновременно управлять, вслушиваться в чувства протагониста и в то же время сохранять позицию независимого наблюдателя. Особое состояние, в которое директор вводит участников, позволяет им поверить в то, что синие ленты на полу – это «река», стул – это «лошадь», человек с поднятыми руками – «дерево на скалистом обрыве». Кто-то скажет: «Театр абсурда», а кто-то: «Выход в зазеркалье привычной реальности». Однозначно, психодрама – не для всех…
Обязательным для психодрамы является наличие таких участников процесса, как вспомогательные Эго, т.е. участников группы, которые играют те или иные роли из истории главного клиента. Только вдумайтесь, вы можете стать свидетелем (или участником) психики другого человека! Вспомогательные Эго помогают психодраматическому действу родиться на сцене. Внутренний мир клиента становится осязаем и доступен каждому присутствующему. Представьте, что ваша внутренняя драма, сон, сказка оживают. Персонажи начинают двигаться, говорить, смеяться или плакать, ненавидят друг друга или сливаются в примирительных объятиях. Внутренний клубок запутанных переживаний становится очевидным, понятным событием, которое можно исследовать, прожить заново, «досмотреть» до позитивного финала или принять тот факт, что ничего изменить нельзя.
Не бывает психодрамы без зрителей. Хотя бы один человек должен оставаться невовлеченным. Зрители, через свое зрительское восприятие, помогают протагонисту увидеть его работу с еще одной точки зрения – незаинтересованного в исходе дела наблюдателя. Такой взгляд порой становится очень важным для расширения восприятия ситуации и выхода на новый уровень отношений с внутренними или внешними фигурами протагониста.
Символическое пространство психодрамы – место Встречи воображаемого и реального мира.
Создатель метода Якоб Леви Морено определил философию психодрамы так: «Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было». И добавляет: «Каждый истинно прожитый второй раз – это освобождение от первого».
И это действительно очень эффективный метод поиска и исследования: не говорить о проблеме, а разыграть ее. Потому, что участвует тело. А тело нас никогда не обманывает. Все наши чувства, весь наш жизненный опыт заякорен в нем.
Возможности психодрамы невероятно широки. Круг решаемых задач зависит от масштаба личности ведущего, его профессиональных знаний и навыков. В психодраме можно практически все: разыгрывать сцены из вашего прошлого и настоящего, картинки из будущего, сны, сказки, мифы, социальные сюжеты; заняться поиском причин неблагополучия; наработать новые навыки и способы коммуникации; исследовать отношения с экзистенциальными данностями – вы можете лицом к лицу встретиться со страхом смерти, «поговорить по душам» со своим смыслом жизни. То, что будет происходить на сцене, напрямую зависит от запроса клиента и мастерства терапевта.
Психодраматическая группа – это модель окружающего мира, квинтессенция реальной жизни. В Психодраме бывает очень смешно, но бывает и очень страшно, грустно, невыносимо больно. В любом случае – это всегда очень сущностно, глубинно, по-настоящему.
Став участником психодраматической встречи (сессии) ничему не удивляйтесь.
В психодраме можно говорить от имени предметов, мебели или деревьев, потому, что любые вещи в нашей психике являются носителями определенной информации, конкретных наших смыслов. Разговор с «умершим дедушкой» – не спиритический сеанс, а взаимодействие с внутренней фигурой. Мы и так с ней общаемся (ведем внутренний диалог, что-то вспоминаем об этом человеке, мысленно сверяем с его мнением свои поступки), но неосознанно. В психодраме мы осознанно ведем этот диалог и благодаря этому получаем доступ к внутреннему ресурсу или проясняем причины наших затруднений.
В психодраме (в отличие от семейного консультирования) работа идет не с реальными близкими людьми клиента, а с его внутренними фигурами партнера, ребенка, родителей, начальника. Но прояснение и трансформация отношений с фигурами внутри психики человека неизбежно меняет реальные отношения. Человек, проработавший свою проблему, автоматически меняет свое поведение, иначе мыслит, более осознанно воспринимает действительность. Это не может не отразиться на поведении, мышлении и восприятии других людей. Глубинные изменения в человеке неизбежно повлекут новое содержание и качество всех его коммуникаций.
Ценность психодраматического опыта, помимо прочего, заключается еще и в том, что побывав в роли протагониста, человек усваивает новый способ построения внутренних диалогов и может использовать его самостоятельно. На пике любого конфликта или в момент кризиса человеку, обладающему психодраматическим опытом, легче увидеть ситуацию с других точек зрения, в том числе с позиции независимого наблюдателя. Это помогает принимать более осознанные и взвешенные решения, видеть реальность более объективно.
Помимо особенностей, присущих только психодраме, этот метод обладает и общими для других групповых видов психотерапии преимуществами:
- Участники в течение занятия постоянно находятся в состоянии саморефлексии (развитие эмоционального интеллекта);
- Имеют возможность открыто делиться своими чувствами (в обычной жизни мы делаем это крайне редко и это дорого нам обходится);
- Распознают свои и чужие модели поведения (это первый шаг к изменениям привычных способов реагирования).
Привнесение полученного в ходе занятий опыта в реальную жизнь, в отношения дает свои бесценные плоды. Осознавая собственные чувства мы можем научить своего ребенка быть более осознанным. Супружеские отношения становятся искренними и глубокими. Понимание, прощение и принятие собственных родителей освобождает нас от плена повторяющихся сценариев. Меняя содержание внутреннего диалога мы способны повлиять на все сферы нашей жизни наилучшим образом. А главное, познакомившись с новым – психодраматическим – изложением своей души, мы становимся более подлинными, потому что, только осознавая себя, мы можем стать соавтором своей жизни и найти Главное.
*Иллюстрация: “Весенняя песня” Александр Сулимов
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!