Стоимость бумажной книги 30 бел. рублей. Оплатить можно наличными при получении (в Минске) или онлайн.
Получить книгу можно следующими способами:
В г. Минске по адресу: ул. Интернациональная, 16 – 206. (Время встречи заранее согласовывается)
В г. Москве в Торговом доме «Библио-Глобус» по адресу: ул. Мясницкая, д. 6/3, стр. 1.
Заказать доставку: Yandex-доставка по Минску; Белпочта, СДЭК – в другие города.
Посоветуйте книгу друзьям!
О книге
Цитаты
Читать онлайн
О книге
«Облака» – книга художественных рассказов. Каждая история – как облако на небе: один увидит плывущего по волнам дельфина, другой – летящий самолёт, третий проводит взглядом абстрактную фигуру и скажет: «Это не про меня». И будет прав. Но это не точно…
По книге «Облака» был поставлен спектакль “Музыка человеческих страстей” в Минске (Беларусь), Торревьеха (Испания).
Автор Татьяна Елисеева: “Я давно вывела для себя одну формулу, которая не доказана математикой, но доказана жизнью. В настоящей дружбе, в искренней любви, в творчестве – один плюс один равно сколько угодно.
Вот и вчера…
Для меня это был не просто спектакль.
Для меня это была мистерия, где каждый договорился со своим демоном-страхом и получил благословение от высших сил быть собой – звучать, танцевать, жить. Это была магия созвучия талантливых людей. Это было таинство сопричастности великой силе искусства.
Меня все ещё качает на волнах теплой радости со-бытиЯ с невероятными людьми. От благодарных слез улыбок и зрителей. От осознавания: то, что мы задумали – получилось!
Я была счастлива видеть вчера полный зал. Спасибо вам, наши чудесные зрители, что вы поддержали нас в нашем творческом эксперименте! За ваш смех, за ваши слёзы, за ваш тёплый отклик, за цветы, за подарки, за пожелания счастливой судьбы спектаклю.
Для меня это было очень волнительно – слышать, как герои моих рассказов оживают голосами других людей. Голосами талантливых, творческих, моих прекрасных друзей! Спасибо вам, дорогие, что поверили в эту историю. Что нашли в себе желание и смелость выйти на сцену и на приделе своей душевной глубины проживать ваши монологи.
Это было долгожданное событие. Потрясающая атмосфера обмена энергией.”
Цитаты
” – Я понимаю, что вы любите моего сына, но… – Милочка, я не люблю вашего сына. Я люблю его талант. И никто, кроме меня, в ближайшем окружении не в состоянии его рассмотреть. Вы, конечно, можете забрать его, вы мать. Но искусство вам этого не простит. А сын будет всю жизнь ненавидеть. Попомните моё слово.
” Дмитрий Михайлович – оториноларинголог, заведующий приёмным отделением детской больницы. Аккуратно причёсанная седина. «Третий глаз» лобного рефлектора. Припухшие веки – хранилище несбыточной мечты выспаться. Глубокая складка между бровями – последствие извечной сосредоточенности на происходящем в человеческих носоглотках. Очередь пациентов. Десятки операций в неделю. Уши, горла и носы – такая судьба.
” Светлана Брониславовна, мама Полины, была женщиной с осанкой и взглядом директора школы. От её внимательного взора не ускользал ни один проступок дочери.
Дорогой читатель, в тексте книги я зашифровала для тебя послание. Узнать его ты сможешь, прочитав все рассказы подряд от начала до конца. Будь внимателен к выделенным словам.
Кроме того, в конце книги ты найдешь пустые странички «Дневник моей души». Там ты можешь записывать все чувства и осознания, пришедшие к тебе во время чтения.
Рассказы – художественный вымысел (за исключением тех, что отмечены отдельно).
Любые совпадения с реальными людьми или событиями случайны.
Отзыв о рассказе или книге можно оставить в комментариях или отправить на электронный адрес eliseeva.by.info@gmail.com
Татьяна Елисеева
БЛАГОДАРНОСТИ
Моя сердечная благодарность всем, кто так или иначе причастен к рождению этой книги.
Моему учителю, Денису Бугулову, за моё умение постигать глубины человеческой души.
Моему дорогому другу, игумену Евмению, за эмоциональную поддержку и пьесу-перформанс по мотивам книги.
Наталье Бурдыко за сказанные вовремя слова и высокую оценку моих писательских способностей.
Марине Кругловой за тепло дружбы и бережное сопровождение моих творческих переживаний.
Павлу Татарникову, Светлане Татарниковой, Сергею Пилиповичу и Денису Раманюку за консультации в отношении эстетического облика книги и ценные подсказки по оформлению.
Моей семье и моим друзьям за искреннее участие и ожидание книги.
– 5 –
ПРЕДИСЛОВИЕ
С трепетом представляю вам книгу «Облака» моего друга и моей коллеги Татьяны Елисеевой. Более десяти лет я консультирую людей и сопровождаю их в трудных ситуациях. Читая книгу, я удивился тому, что мне, по сравнению с автором этой книги, так не хватает глубокого и вдумчивого взгляда на те или иные противоречия, явления и трудности, которые переживают люди, обращающиеся за помощью к психотерапевту. Именно спокойного, вдумчивого взгляда! Обычно, услышав небольшой фрагмент их историй, я сразу начинал взаимодействие. Видя нечто трудное в их жизненных стратегиях, сразу указывал на то, что необходимо изменить, исправить. Для меня важен прежде всего результат консультации!
В книге я увидел, насколько же глубоко, тонко и с прекрасным художественным вкусом Татьяна может созерцать (без желания вмешаться) человеческие противоречия: между желанием близости и удержанием независимости, между жаждой любви и желанием контроля, между грубостью и нежностью, разрушительной созависимостью и подростковой псевдосамостоятельностью.
– 7 –
Каждый из раскрываемых автором сюжетов достоин целой книги, тянет на сценарий хорошего кинофильма. Можно просто любоваться сюжетами отношений между героями, историями устроенных или неустроенных жизней, потоковыми траекториями, внутри которых сама жизнь производит исправление изогнутого и восстановление разрушенного. Каждая история прекрасна своей созерцательной глубиной.
С каждым из героев я как будто прожил какой-то фрагмент и своей жизни, как будто заглянул на несколько минут в окошко и пережил множество смешанных чувств: как же люди живут вот так, как же они разрушают друг друга и при этом любят друг друга одновременно. Как же они доверчивы к тем оценочным суждениям, которые были провозглашены в их жизнь их родителями. Как тонко, зная уязвимые места друг друга, они ранят друг друга для того, чтобы ещё больше привязать к себе…
Книгу я прочитал за один день с таким же удовольствием, с каким читаю пьесы Ивана Вырыпаева или слушаю перформансы Вадима Демчога. Но, в отличие от первых двух авторов, это – женский взгляд, очень бережный, внимательный. Автор незаметно входит в каждую жизненную ситуацию, как в комнату, и просто смотрит на происходящее, оставаясь невидимым. И под его глубоким, проникновенным и нежным взглядом реальность преображается! Это отличает тонкий стиль Татьяны от директивных авторов-психологов, которые говорят «как надо» и прописывают клиентам «пункты личностной трансформации». Автор предельно человечен, запредельно любящ, плачет со своими героями и радуется их успехам. Но ни её смеха, ни её всхлипываний не слышно. Она просто созерцает и любуется происходящим.
– 8 –
«Облака» – это и учебник без выводов и морали для тех, кто только начинает свой путь психологического консультирования. Это книга-медитация, но при этом в ней очень много жизненной динамики. Способность просто вглядеться, увидеть жизнь других людей без каких бы то ни было оценочных суждений – это и есть главная тональность, тихий звук, тихое присутствие, которое в общий вкус жизни привносит автор «Облаков» Татьяна Елисеева. Я желаю всем читателям этой книги такого же созерцательного отношения как к себе, так и к своим близким.
Я знаю, что эта книга – не просто прекрасная художественная литература. Каждая её глава – небольшая новелла, это семя, которое упадёт на почву читательских сердец и со временем прорастёт на ней прекрасным цветком.
С любовью и почтением к автору и читателям, игумен Евмений
– 9 –
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ОТ АВТОРА
Татьяна, вы тот автор, произведения которого всегда попадают в мои жизненные картинки. Они часто отражают то, что происходит у меня в данный момент. Спасибо вам огромное!
Ирина, я очень тронута вашими словами. Радуюсь, что мои рассказы вам отзываются. Больше всего я опасаюсь, что кто-то воспримет их как призыв и прочтет «мораль сей басни такова». Я стремлюсь лишь описать определённое состояние, которое с чьим-то срезонирует, а с чьим-то – нет. И каждый свободен решать, куда дальше из этого резонанса устремиться.
Для меня ваши истории всегда, как облака на небе, совпадающие по форме с тем, о чём я сейчас думаю. Мне нравится читать знаки в рассказах. А ответственность за проведённые параллели я полностью беру на себя.
Из личной переписки с Ириной Руденок
– 11 –
ЕВА И БЕТХОВЕН
Уроки по музыкальным специализациям начинались во второй половине дня после общеобразовательных предметов. Первый ученик являлся к 15.00. Но Ева Нисоновна выходила из дома ровно в час. Пять остановок на трамвае плюс ещё три на троллейбусе, дальше пешком. Этот путь отнимал около часа. Годы – любые передвижения в темпе адажио*.
Серое платье, бежевый плащ, старомодные коричневые туфли. В портфеле с нотами бутылка молока. Она будет отпивать из неё по глоточку в коротких перерывах между уроками.
В среднюю школу № 2 юная Ева пришла по распределению в 1952 году сразу после консерватории.
«Я служу здесь без малого сорок лет», – с этой фразы обычно начинался любой резкий разговор по поводу её учеников.
* Адажио (от итал. adagio – медленно, спокойно) – медленный музыкальный темп, вторая степень главных музыкальных движений, более быстрый, чем ларго (самый медленный темп), но медленнее анданте.
– 15 –
За эти годы несколько раз сменился весь педсостав школы, включая завучей и директоров. Клёны, которые сажали в первый год её работы, уже давно переросли окна третьего этажа. Одно было неизменным – Лейбович Ева Нисоновна, преподаватель фортепиано, к которому хотели отдать своих детей все несбывшиеся пианистки города и прочие амбициозные мамы. Они с трепетом приводили на прослушивание своих детей и переставали дышать, когда Ева Нисоновна выходила из кабинета. В девяти случаях из десяти она говорила:
– Не мучайте ребёнка, отдайте в обычную школу.
И только изредка, задержавшись дольше обычных пяти минут за закрытой дверью, она снисходила до неопределённого:
– Подавайте документы на поступление. Может, что и получится.
Окрылённая мама начинала восторженно щебетать:
«Спасибо большое! Я вам так благода…», но не успевала сказать и двух предложений, как дверь перед её носом закрывалась.
В соответствии с функциональными обязанностями педагог музыки должен одинаково обучать всех учеников нотной грамоте и технике игры на фортепиано, готовить их к отчётным концертам, выпускным экзаменам и поступлению в высшее учебное заведение. Но свою личную задачу Ева Нисоновна видела совсем иначе.
В 14.30 она переступала порог школы и, как всегда, одним только кивком головы приветствовала вахтёршу. Та недолюбливала «музыкантшу» за высокомерие и называла её за глаза Тортиллой. Справедливости ради скажем, что была она не так уж и не права. И высокомерие было свойственно характеру Евы Нисоновны, и внешнее сходство прослеживалось: сутулость, морщинистая шея, пигментные пятна на лице и руках.
– 16 –
Ева Нисоновна поднималась в свой класс. Шесть пролётов лестницы до третьего этажа давались ей нелегко. В конце коридора в актовом зале репетировал хор – тридцать детских голосов старательно выводили:
«В юном месяце апреле… в старом парке тает снег…». Из-за закрытых дверей доносились разные звуки. В 306-м классе дуэт цимбалистов готовился к экзамену. В 310-м гудел тромбон. В 312-м струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель) репетировал концертную программу к юбилею школы.
Ева Нисоновна открывала дверь 307-го класса своим ключом и тут же закрывала изнутри, чтобы никто не побеспокоил – ещё есть законные полчаса, чтобы настроиться.
Настроиться означало соблюсти ритуал из нескольких последовательных действий: распахнуть настежь окно (зимой форточку); протереть бархатной салфеткой пыль с лакированной поверхности фортепиано – это не было актом чистоплотности, это было торжественное священнодействие перед таинством причастия музыкой, сесть на старенький вращающийся стул, открыть крышку пианино, сделать глубокий вдох, замереть на секунду и на выдохе взять первый аккорд.
В зависимости от того, что играли пальцы, Ева Нисоновна определяла, в каком она состоянии и каким будет день.
Чайковский, «Вальс цветов» – легко на душе, и никто не испортит настроения.
«Серенада» Шуберта – приступ меланхолии, но скоро пройдёт.
– 17 –
Хачатурян, «Танец с саблями» – «мало того что мигрень разыгралась с утра, так ещё и новая директриса на педсовете опять потребует равного отношения ко всем ученикам. Не понимает, бестолочь, где работает. Не на конвейере в цеху, а в храме музыки, где не может быть равных, каждый – особенный».
Но чаще всего она исполняла странные, пронзительные, изнуряющие глубоким переживанием бытия произведения Бетховена – «Патетическую сонату», «Аллегретто», «Бурю», «К Элизе».
Серёжа всегда приходил «на музыку» чуть заранее, без пяти три. Но сегодня отменили последний урок – учитель истории заболел – и он слонялся по школе уже час: пообедал в столовой, сделал на подоконнике «домашку» и уже без двадцати три был под дверью музыкального класса. Дёрнул ручку – закрыто. Он понял, что придётся ждать и сел на портфель, прислонившись спиной к прохладной бетонной стене. Сидеть так было очень хорошо: стук сердца замедлялся, из прерывистого стаккато* настраивался на плавное легато** и гармонично соединялся с протяжностью внутренней мелодии. «И хорошо, – подумал Серёжа. – Ева Нисоновна не любит, когда я слишком взволнован. Это всегда мешает сосредоточиться».
И вдруг он услышал из-за двери «голос» фортепиано. Кто-то начал играть. Это было что-то очень печальное. Сначала медленное и глухое, а затем всё сильнее и сильнее надрывающееся болью. Серёжа замер и почти перестал дышать. Это была не музыка. Это был плач, полный скорби и невыносимой тоски. И каким-то удивительным образом этот плач повествовал о запредельной красоте расставания с чем-то очень важным. В каждой музыкальной фразе пульсировала неизбежность: «Больше никогда. Прощай». Острота басовых аккордов не оставляла сомнений: «Безвозвратно ушедшее. Не вернуть».
* Стаккáто (от итал. staccato – отрывисто) – музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато – один из основных способов извлечения звука, противопоставляемый легато.
** Легáто (от итал. legato – связанно, плавно) в музыке – приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
– 18 –
Серёжа утратил ощущение тела, не мог пошевелиться. И только горячие слёзы, катившиеся по щекам, были свидетельством жизни.
Прошло ещё несколько минут после последнего аккорда, пока он очнулся от своего тяжёлого сна. Тут же провернулся ключ в замочной скважине. Сверху послышался голос Евы Нисоновны:
– Ты тут давно? Заходи. Что с тобой? Почему плачешь?
– Что это за музыка, которую вы играли?
– «Лунная соната» Бетховена, а точнее Соната для фортепиано № 14 до-диез минор.
– Это очень красиво…
– Так, – она усадила его напротив. – Что ты чувствовал? – пристально всмотрелась в опухшие от слёз детские глаза.
– Знаете, такое тягучее вот здесь, – Серёжа сжал руками горло.
– Тоска?
– Да. И очень давит внутри.
– Печаль?
– Наверное. Как будто сердце сейчас разорвётся от боли. Как будто умер кто-то…
– 19 –
– Так и есть. Умер. Точнее умерла. Надежда на любовь. Бетховен написал сонату в 1802 году. Он посвятил её Джульетте Гвиччарди, восемнадцатилетней итальянке, которой давал уроки музыки. Он был не просто в неё влюблён, он долго пребывал в иллюзии взаимности и имел серьёзное намерение жениться. Однако она предпочла другого и вышла за него замуж. В начале первой части сонаты Бетховен мрачен, он в унынии. В басовых октавах вся тяжесть его горя. Надежды больше нет. Реквием по любви. Гармоническая триольная фигурация, отметил её? Сравнительно редкий у Бетховена приём однообразного ритмического движения, больше характерный для прелюдий Баха. Она пронизывает всю часть и щедрой рукой раздаёт слушателю ощущение вселенской тоски. Тем временем мелодия верхней октавы рассказывает: «Я любил. Я желал. Но ты ушла. И я скорблю. О тебе. О себе. Хороню мечту». И чем дальше, несмотря на проблеск новой надежды и страсти во второй части, тем сильнее музыка надрывается спазмами острой боли, изливающейся наружу. И всей грудью слушающий вдыхает безысходность и неотвратимость утраты. Отдаётся во власть неизбежности. Растворяется в ней и смиряется: «Так есть». Затихает. Всё сказано, душа опустошена. В последних тактах третьей части остаётся только величественная сила – покоряющая, укрощающая, принимающая поток неразделённой любви. Бетховен находился на краю пропасти, в отчаянии. Эту его смертельную скорбь ты и почувствовал, мой мальчик. В жизни любого человека есть предательство и разлука. Теперь, благодаря Бетховену, ты это знаешь.
Она мягко накрыла его детскую ручку своей прохладной ладонью.
Книга января для меня – “Облака” (Терапевтические рассказы) автора Татьяна Елисеева, подарок от Анна Гобриянчик.
Рассказы настолько красивые, глубокие и человечные, что читала почти весь месяц, хотелось растянуть удовольствие, а не залпом прочесть. Я плакала, смеялась, размышляла. Очень хотелось продолжения некоторых историй, но автор поставила троеточие….
Игра слов и метко подобранные фразы хотелось перечитывать, будто музыка звучала при чтении.
Благодарю за такое начало года, желаю творческих успехов Татьяне и если будут у вас еще книги – я в списке желающих.
“У каждого “да” есть своё “нет”.
Я рада, что выбрала прочитать именно эту книгу, а не очередной бестселлер по мнению книжного рынка.
Книга января для меня – “Облака” (Терапевтические рассказы) автора Татьяна Елисеева, подарок от Анна Гобриянчик.
Рассказы настолько красивые, глубокие и человечные, что читала почти весь месяц, хотелось растянуть удовольствие, а не залпом прочесть. Я плакала, смеялась, размышляла. Очень хотелось продолжения некоторых историй, но автор поставила троеточие….
Игра слов и метко подобранные фразы хотелось перечитывать, будто музыка звучала при чтении.
Благодарю за такое начало года, желаю творческих успехов Татьяне и если будут у вас еще книги – я в списке желающих.
“У каждого “да” есть своё “нет”.
Я рада, что выбрала прочитать именно эту книгу, а не очередной бестселлер по мнению книжного рынка.
Комментарии закрыты.